Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 17.01.2021, 08:39

МАОУ "Пудлинговская ОШ"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Страничка психологии

Младший школьный возраст (7-11 лет)

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) дети начинают овладевать основами научных знаний.
Приобретение знаний со слов старших сменяется учебными занятиями, требующими самостоятельных размышлений и систематических усилий.
В это время особенное внимание необходимо уделять развитию в ребёнке стремления к самостоятельному, активному приобретению знаний.
В различных предметных кружках, в краеведческих походах, на станциях юных натуралистов, юных техников учащиеся приобретают знания и умения, значительно дополняющие сведения, получаемые в школе.
Главная ценность внеклассной и внешкольной работы состоит в том, что она стимулирует развитие творческих способностей детей.
Сложнее обстоит дело с детьми, которые до школы не приобрели навыков самостоятельной работы и качеств, необходимых для учения и жизни в детском коллективе (классе). Им, как правило, требуется особая помощь родителей, учителя.
Некоторые родители понимают эту помощь превратно, считая, например, что они должны делать за ребёнка его домашние задания. Помощь в занятиях школьнику бывает нужна лишь в особо затруднительных случаях.
Полагаясь на свои собственные силы, он научится внимательно относиться к урокам и постепенно приобретёт навыки самостоятельной учебной работы.
Трудовое воспитание, начатое в раннем детстве, продолжается в школе, где изучение основ наук соединяется с трудовым обучением.
Трудовое воспитание препятствует проявлению у ребёнка лени, стремления к существованию за счёт родителей и всего общества.
Уже с младшего школьного возраста важно приучать детей считаться с потребностями всех членов семьи. Дети должны знать о средствах, которыми располагает семья, и не предъявлять родителям требований, непосильных для бюджета семьи.

Подростковый возраст (12-15 лет)

Подростковый возраст (12—15 лет) часто является наиболее трудным периодом в воспитании.
В этом возрасте в организме ребёнка происходит значительная перестройка, связанная главным образом с началом деятельности половых желёз.
Под влиянием деятельности этих желёз и изменений в деятельности других желёз внутренней секреции происходит интенсивный рост костной и мышечной систем; рост внутренних органов несколько отстаёт.
Неравномерность в развитии скелетной мускулатуры и внутренних органов проявляется в небольших нарушениях кровообращения. Поэтому подростки иногда испытывают головокружения, у некоторых наблюдается похолодание и даже небольшая синюшность конечностей, что через известное время проходит.
В этом возрасте появляются и вторичные половые признаки - у девочек раньше, у мальчиков позже. У девочек начинаются регулярные месячные циклы.
У мальчиков отмечается появление ночных непроизвольных извержений семени (поллюции), сопровождающихся беспокойными сновидениями.
Если подростки вовремя не подготовлены к таким явлениям своими родителями или же врачом, то эти естественные процессы часто переживаются ими очень тяжело; нередко подростки ищут выхода в искусственном освобождении себя от полового напряжения - онанизме.
Вот почему так важно, чтобы мать заранее подготовила дочь к соблюдению некоторых гигиенических правил, а отец предупредил сына о том, что происходит при наступлении половой зрелости.
Отец должен умело, незаметно переключить внимание сына от половых переживаний в сферу занятий в спортивных секциях, в научных, технических и художественных кружках.
В этом возрасте наиболее существенные перемены происходят в нервной системе ребёнка. Вследствие большой перестройки организма мозг находится в состоянии повышенной возбудимости, а временами приходит в состояние пониженной активности.
Внешне это может проявляться в повышенной раздражительности, в резкой смене настроения, «беспричинных» слезах или нарочитой грубости, в неожиданных срывах поведения, немотивированных поступках и некоторой манерности.
Известное перенапряжение в деятельности нервной системы может привести к такому её состоянию, при котором любое обращение к подростку, направленное на его благо, встречает с его стороны отрицательное отношение (негативизм).
Учитывая эти возрастные особенности подростков, родители должны проявить в обращении максимум педагогического такта, действовать не столько приказом, сколько убеждением, разумным требованием.
Родители должны сохранять спокойствие во всех случаях, когда в поведении подростка наблюдаются срывы или проявляется грубость.
Одновременно подростковый возраст - это период больших мечтаний и творческого подъёма. Подросток чувствует в себе такой прилив сил и энергии, которых, как ему кажется, хватит на осуществление всех его замыслов.
Этот большой физический и умственный подъём личности крайне благоприятен для того, чтобы направить подростка на общественно полезные дела, развить и углубить его творческую деятельность.
Нередко подросток, сталкиваясь с трудностями, преувеличивает их, быстро теряет веру в свои силы. Именно в эти моменты ему особенно необходима поддержка взрослых.
Семья должна помочь подростку в налаживании режима дня. Важно привлечь к организации режима самого подростка, пробудить в нём личную потребность в разумной организации своей жизни.
Это естественно связывается с другой потребностью, рождающейся в подростковом возрасте, - потребностью в самовоспитании.
Стремление утвердить себя и своё положение, свои права в школьном коллективе, в семье вызывает у подростка обострённый интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам, активное желание преодолеть недостатки, развивать ценные черты характера.
Не зная, как этого достичь, он нередко прибегает к чисто внешним, искусственным приёмам выработки воли, характера. В этом случае дружеская родительская помощь, добрый совет старшего будут тем эффективнее, чем тактичнее они поданы.
Нельзя не учитывать самолюбия подростка, его стремления к самостоятельности, его повышенного чувства собственного достоинства.
Родители, понимающие это, особенно внимательны к самой форме, в которой они дают советы, направляют действия и поступки детей.
Когда эта форма воздействия выражает уважение к личности подростка, веру в его крепнущие силы и разум, она покоряет его, и он с радостью принимает указания старшего.
В том же направлении следует перестраивать всё воспитание, облекая руководство детьми и контроль за их учением (в том числе и самообразованием), трудом и досугом в более гибкие формы, подчёркивая растущее доверие к взрослеющему ребёнку.
Более глубокий характер приобретают и взаимоотношения между семьёй и школой. Родители должны быть в этот период особенно близки к школе, чтобы вместе с учителями и классным руководителем помогать детям - подросткам осваивать более сложные условия учения, преодолевать возникающие трудности.

Они не такие как мы?

Времена меняются, и сегодняшние дети уже не такие, какими были их родители. Они более самостоятельные и информированные, владеют ПК и разбираются в навороченной технике, они более самоуверенные и смелые, порой это даже выглядит как пренебрежение к авторитету и мнению взрослых. В большинстве случаев они больше ориентированы на себя и реализацию своих желаний, чем на ценности коллектива, они более безответственные и неорганизованные. Впрочем, это можно считать свободой и независимостью, если это не доставляет серьезных проблем.
К сожалению, воспитание школьников часто заменяется просмотром фильмов и играми, а избыток телевизионно-компьютерного времяпровождения нередко делает детей более агрессивными и жестокими, вспыльчивыми и нервными и замещает собой такие полезные увлечения, как занятия спортом, чтение, игры с друзьями, а порой даже и семейный досуг полностью занят просмотром фильмов и играми за компьютером.
В последнее десятилетие незаметно и постепенно произошла серьезная смена жизненных ценностей: раньше гораздо больше думали о других, о коллективе, о благополучии страны и города, где живешь. Сейчас современная педагогика заявляет о том, что воспитание школьников должно помочь ребенку стать успешным членом общества, найти "свое место под солнцем", то есть просто приспособится к тому что есть. Кому-то эта позиция нравится, а кто-то с ностальгией вспоминает времена своего детства, сам является человеком с активной жизненной позицией и ориентирует детей на другие ценности. Как известно, большая часть ценностей и взглядов закладывается все-таки именно в семье, и в вашем лице ребенок видит образец для подражания, чтобы ему не говорили учителя или друзья.
Не стоит воспринимать детей как совершенно отличных от вас существ, вешать на них модный ярлык "дети-индиго" и опускать руки. Любую проблему можно решить, и чем младше ваш школьник - тем проще это делается. Воспитание школьников старших классов требует больших усилий, если вы не смогли найти общий язык в более младшем возрасте. На самом деле многие наши детские переживания (вспомните себя в школе) остро и болезненно переживаются и нашими детьми: чувство одиночества, желание быть понятым, нравится противоположному полу, иметь друзей, быть успешным…
Они такие и в то же время совсем не такие, какими были мы…. Поймите их правильно.

О чем не следует забывать?

Воспитание школьников – это не дрессировка и не вытачивание нужной детали на станке. Как бы нам это не нравилось, ребенок - самостоятельная личность и вовсе не обязан быть удобным для нас. У него есть свои чувства, проблемы, переживания, он по-своему реагирует на окружающее.
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период жизни. Первоклассник чувствует отличие от других детей. От младших его отличает то, что он учится в школе, от старших – неопытность и неуверенность, сопровождающие начало любого ранее незнакомого дела. Школа приближает его к взрослым, которые тоже когда-то проходили этот этап.
Вначале ребенок ориентируется на внешнюю сторону школьной жизни, позже осмысляет и внутреннюю. Первоклассник — счастливый человек. Его считают "взрослым", он занимается важным делом, значимым и всех интересующим. Это дело заполняет всю его новую жизнь. Меняются отношения со взрослыми, у ребенка появляется новый статус – он теперь ученик.
Но не все так радужно в жизни первоклассника. Это трудный период в его жизни, привыкание к новым правилам и жестким требованиям, смена установок, расширение границ. Приходится много времени проводить за столом, что очень непросто для подвижного и еще недавно "вольного" дошкольника. Ко всему добавляются еще и дополнительные занятия: музыка, танцы, английский…
Как помочь?
Ребенку предстоит решить много непростых задач. Сделать это за него вам все равно не удастся, как, впрочем, и заставить школьника стать внимательным, собранным, ответственным и самостоятельным.
Поэтому основная задача, которую должно решить воспитание школьников сейчас – помочь ему адаптироваться к новым требованиям, поддержать, показать что, несмотря на первые неудачи, вы все равно любите своего ребенка и рады тому, что он у вас есть. Проводите больше времени вместе, интересуйтесь делами и заботами своего ребенка, разделите его увлечения.
Наращивайте интенсивность требований постепенно, не торопите, но и не задерживайте развитие ребенка. Правила, делающие воспитание школьников эффективным:
- трудности должны быть посильными, адекватными для вашего ребенка;
- деятельность младших школьников должна быть разнообразной, эмоциональной, интеллектуально насыщенной;
- создавайте ребенку ситуации успеха;
- позвольте ему расширить свое жизненное пространство: приглашать школьных приятелей, завести новые увлечения и хобби, заниматься в тех секциях, которые нравятся;
- берегите здоровье ученика - оно важнее пятерок.
Воспитание школьников будет неэффективным, если вы сами не соблюдаете всех тех правил, которые диктуете ему. Очень многое зависит от вас. Причем в первую очередь не от ваших слов и объяснений, а от вашего примера. Нелепо, согласитесь, заставлять ребенка заниматься спортом, проводя свободное время на диване перед телевизором.
Хотим мы этого или не хотим, но многие наши ценности, привычки, выражения и манеры становятся ценностями,привычками и манерами наших детей.
Воспитывает ли школа?
Влияние школьного образования на личностные ценности младшего школьника не настолько велико, как это принято считать. Знаменитые земляки, литературные герои, учителя уже не являются значимыми примерами для подражания. Место "кумира-образца" заняли герои боевиков и компьютерных игр, звезды эстрады, топ-модели и кинозвезды, в лучшем случае - былинные богатыри и сказочные принцессы.
Коллективные ценности и дела тоже не являются приоритетными для большинства детей. Современные дети прагматичны и меркантильны, согласно опросам, свою будущую работу они хотят видеть не полезной людям и обществу, а хорошо оплачиваемой и несущей другие жизненные блага материального характера. Это стремление поддерживается и горячим желанием родителей дать ребенку хорошее образование, которое выражается в большом количестве дополнительных занятий и высоких требованиях к учебным результатам.
Официальная позиция школы совпадает с общими тенденциями: в большинстве школ придерживаются позиции, что их задача – образование, а не воспитание школьников, и поэтому часто учителя не обращают внимания на существующие проблемы во взаимоотношениях детей, организовывают коллективные дела и внеклассные мероприятия формально. Вся внеклассная работа порой сводится к экскурсиям и поездкам в театры, а также к обязательным тематическим классным часам. Нормативные акты, по которым живет школа, действительно регламентируют образовательный процесс: содержание образования, оценку качества и прочие критерии, а о необходимости наличия в школе воспитательной системы речи не идет.
Поэтому воспитание в школе - процесс скорее спонтанный, чем закономерный. Его качество зависит от множества достаточно случайных факторов: личности учителя и его позиции в этом вопросе, сложившейся или не существующей воспитательной системы в школе, коллектива ребят в классе и других моментов. Поэтому надеяться, что школа окажет вам существенную помощь в воспитании, не стоит.
Но и показать учителю свою заинтересованность в сотрудничестве, в том, что происходит в жизни ребенка - необходимо. Не пускайте происходящее в школе на самотек, все-таки ваш ребенок проводит там большую часть своей жизни, и ваш интерес к тому, что и как там происходит, понятен и обязателен.
Известно, что преступниками в молодые годы становятся те, кто в начальной школе потерял уверенность в себе как ученике, перестал верить в перспективу хороших оценок, столкнулся с доброжелательностью учительницы и несправедливостью родителей. В этом случае дети теряют мотивацию к учебе, которая влечет за собой целый ворох других проблем. Воспитание школьников происходит в первую очередь в семье, а потом уже в классе. Поэтому повышайте уверенность ребенка в себе, помогайте ему, поддерживайте.
Совместное внимание родителей и учителей, своевременное обращение за советом к школьному психологу помогут избежать многих трудностей в воспитании ребенка. Воспитание школьников должно происходить ненавязчиво и по возможности незаметно для ребенка, потому что ощущение тотального контроля может вызвать с его стороны бурный протест и негативное поведение. Постарайтесь быть союзником и понимающим другом своего ребенка.

Баннеры
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2021
uCoz